Текст любезно предоставлен сайтом "Трудные дети" www.otrok.ru

Книга для педагогов и родителей
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Институт специальной педагогики и психологии
Международного университета семьи и ребенка
им. Рауля Валленберга Санкт-Петербург
1999

Работа выполнена в рамках научно-исследовательской программы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации "Научно-методическое обеспечение развития системы образования".

Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. / Под научной редакцией Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб., 1999

Авторский коллектив: д. б. н., проф. Л. М. Шипицына; д. п. н., проф. Е. И. Казакова; д. м. н., проф. Д. Н. Исаев; д. м. н., проф. Е. С. Иванов; к. пс. н., доц. В. М. Сорокин; к. пс. н. Н. И. Алешкин; к. пс. н. О. В. Защиринская; ст. преп. Л. Л. Крючкова.

В книге представлены современные проблемы развития наркомании у подростков в России, их профилактики в образовательных учреждениях и в семье с помощью целевой комплексной программы "Без наркотиков".

Книга может быть полезна педагогам. психологам, родителям, администрации образовательных учреждений и студентам педагогических ВУЗов.

(c) Институт специальной педагогики и психологии , 1999

(c) Коллектив авторов, 1999

(c) Л. М. Шипицына и Е. И. Казакова, науч. ред., 1999

 

Обращение к читателю

Уважаемые коллеги! Эта книга адресована педагогам и психологам, руководителям образовательных учреждений, организаторам системы образования, родителям и студентам ВУЗов.

Мы сочли необходимым начать наш разговор с вами с обозначения его основного предмета. Речь пойдет прежде всего о профилактике и предупреждении употребления наркотиков детьми, подростками, молодежью.

Обратите внимание - если ваш ученик, ребенок, друг уже стал жертвой Наркомании, то необходимо срочно обращаться в специальные центры, к наркологам; то есть тем, кто может оказать квалифицированную профессиональную помощь. В этой книге вы не найдете информации по программам выхода из наркотического тупика. Мы всего лишь попытаемся дать вам несколько действенных советов на тему о том, как в него не войти.

Увы, человечество до сих пор находится в плену множественных заблуждений в отношении профилактики и предупреждения распространения наркомании. Самое главное из них состоит в том, что многим кажется: со мной и моими близкими этого случиться не может. Увы, опыт многих благополучных семей и респектабельных школ показывает, что зло Наркомании достаточно изобретательно в своем стремлении захватывать новые и новые пространства, уничтожая потенциально прекрасные человеческие жизни и судьбы.

Второе заблуждение: борьба с наркотиками - это дело специалистов. Действительно, помощь лицам, злоупотребляющим наркотиками должна быть сосредоточена в руках профессионалов. В этой книге мы лишь познакомим Вас с элементарными критериями оценки потенциальной эффективности лечебных программ. Когда же речь идет не о лечении, а о предупреждении болезни - дело это вполне по силам каждому, в ком понимание сути проблемы сочетается с Его Величеством Здравым Смыслом. Итак, в нашей книге - Здравый Смысл и опыт многих педагогов будет бороться с Заблуждениями Обывателя.

И, наконец, заблуждение третье: человечество уже обладает всем необходимым арсеналом средств для того, чтобы справиться с наркоманией. К сожалению - это не так; и авторы далеки от стремления представить нашу работу как законченную методику или совокупность безапелляционных суждений. Мы приглашаем Вас к диалогу, к самостоятельной оценке предлагаемых идей и методов.

В нашей книге речь пойдет прежде всего о наркотиках и наркомании, о профилактике злоупотреблений и об антинаркотических программах. Как и многие наши коллеги мы считаем важным вооружить взрослых подлинной информацией без каких-либо искажений. Но было бы неверно считать Наркотик нашим главным героем. Наша книга - о детях и взрослых, о человеке разумном и здравомыслящем. Напоминать об этом читателю будет наш талисман - маленький человечек, нарисованный на школьной доске - добрый и умный герой детского мультфильма и взрослой песни.

1. Наркотики и человечество
или
давно ли люди начали себя отравлять?

Наилучшее понимание наркологической проблемы требует хорошего знания истории, традиций производства и употребления психически активных веществ.

Наркотики известны с глубокой древности. Начало их применения, вероятно, совпадает с возникновением человеческого рода. Во всех обществах существует обычай принимать активные вещества, способные изменять психическое состояние человека. С давних времен их проглатывали, жевали, вдыхали, а в последнее время еще и вводят шприцем. Средства, вызывающие чувство особого подъема и нарушения сознания использовались для проведения социальных, религиозных обрядов или мистических ритуалов.

Известно, что многие цивилизации пользовались наркотическими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки - для поддержания сил в дальнем походе; китайцы тысячелетиями курили опиум - для снятия стресса и как снотворное; жители древней Аравии с теми же целями употребляли гашиш (от арабского "трава"). Воины-измаилиты перед боем принимали гашиш, а приняв, становились активными и жестокими. В Древнем Египте, Древней Греции и Риме были знакомы также с лечебными свойствами (подавления боли или недомогания) опия, индийской конопли и других наркотических веществ. Об употреблении древними египтянами каннабиса упоминает Геродот, а Гиппократ использовал опиаты в медицинской практике.

Регуляция употребления наркотиков осуществлялась под действием многовековых запретов и ритуалов, сложные рецепты употребления их как терапевтических средств были известны только посвященным.

С развитием торговли - наркотики попадают в Европу, где находят свое применение в медицине. Долгие годы с помощью наркотиков решались множественные проблемы, в частности, и опиум, и героин рассматривались как универсальные обезболивающие. Благодаря египетским походам Наполеона гашиш проник в Европу.

О том, что становится причиной распространения интереса к наркотикам, как велик этот интерес и опасен для человечества можно судить по некоторым историческим эпизодам. Так, публикация мемуаров де Куинси в ХIХ веке, описавшего свое лечение алкоголизма одним из наркотических веществ, привела в Европе к вспышке злоупотреблений опием.

В прошлом общественно-государственная политика по отношению к наркотикам и наркопотреблению существенно различалась по странам от допустимости и даже благожелательности до полного неприятия, запрета и преследования. История знала и вполне мирное сосуществование наркотиков и общества, и антагонизм вплоть до сражений ("опийные войны" в Китае, военные действия США против латиноамериканских наркобаронов).

Следующий "пик интереса" к наркотикам совпал с франко- прусской войной 1870 года. Вспышка злоупотребления наркотиками, наблюдавшаяся во время I-й мировой войны, охватила и европейские и американские страны. Для этой наркоманической эпидемии было характерно использование уже всех известных тогда препаратов опия: морфина, героина, кодеина, дионина и др. Стало ясно, что в основе злоупотребления наркотиками лежат социальные причины. При этом хотя наркомания и относилась к заболеваниям, но в ее основе предполагалось наличие порока. Такой вывод основывался на том, что злоупотребление наркотиками было особенно распространено среди преступников, проституток и т.д.

Новая вспышка распространения наркоманий пришлась на годы, последовавшие за второй мировой войной. Этому способствовали послевоенная разруха, снижение благосостояния, моральные потрясения, связанные с опасностями войны и бесперспективностью послевоенного существования.

Двадцатый век открыл новое качество наркотизма как социального явления: опьяняющие вещества стали распространяться среди несовершеннолетних, не достигших ни биологической, ни социальной зрелости. Первыми детьми - наркоманами в нашей стране стали в 20-е годы беспризорники. Но до 60-х годов процесс наркотизации в обществе шел волнообразно: подъемы чередовались спадами.

В настоящее время тревогу вызывает как немедицинское, так и медицинское использование психотропных веществ в разных социально-экономических группах, а также появление некоторых наркотических веществ там, где их раньше не знали. Марихуану стали использовать в европейских странах, кокаин - в Северной Америке, алкогольные напитки в Индии, Пакистане, странах юга и востока Средиземноморья. Причем это распространение наркотических средств в регионы и области, где они не были традиционными, продолжается, затрудняя предупреждение возникающих все новых и новых вспышек злоупотребления ими. Возникают новые и новые виды наркотических веществ.

Проблема наркомании присутствовала на протяжении всего существования СССР и задолго до его образования. До 1985 года, по большей части, оценка проблемы носила явный отпечаток идеологического контроля со стороны партийного руководства страны. Наркомании трактовались как "единичные" случаи экспериментирования с наркотиками, не носящие характера социального явления".

Замалчивание проблемы наркоманий в нашей стране, отрицание на всех уровнях ее существования, имевшее место вплоть до конца 1986 г. сыграло крайне отрицательную роль. Литература по данной проблеме издавалась только с грифом "Для служебного пользования" ограниченным тиражом, что делало ее недоступной даже для специалистов, работавших в области наркологии. Основной акцент делался на изучении алкоголизма, а наркоманиям и токсикоманиям уделялось недостаточно внимания, как полностью искорененному злу.

Жизнь показала, что зачастую желаемое выдавалось за действительное, и когда проблема наркоманий стала важнейшей, то квалифицированных специалистов для диагностики и лечения больных с наркотической зависимостью почти не оказалось. Не говоря уже о раннем выявлении и профилактике наркоманий в ВУЗах, школах, ПТУ, техникумах и т.д.). Педагоги, воспитатели детских домов и интернатов, сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних, а также родители крайне недостаточно информированы о признаках потребления наркотиков, их симптоматике, поведении употребляющих наркотики.

В настоящее время в цивилизованном мире наблюдается постепенный переход от политики "войны с наркотиками" ("War on Drugs") к политике "сокращения (уменьшения) вреда" ("Harm reduction"). Наиболее энергично по этому пути пошли Нидерланды, Великобритания, Швейцария, Австралия.

К сожалению, Россия опять идет "своим путем". Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" (1997) - резкий шаг назад, сводящий на нет первые робкие успехи по обеспечению помощи наркоманам. Тотальный набор запрещенных наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст.1,2 Закона); запрет на использование наркотических средств и психотропных веществ частнопрактикующими врачами (ст.31); запрещение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.40); резкое ограничение сведений, допустимых в антинаркотической пропаганде (ст.46); запрещение лечения больных наркоманией частнопрактикующими врачами, а также с использованием наркотических средств (например, метадоновая терапия) (ст.55); применение медицинских мер принудительного характера (ст.54, п.3); фактическая ликвидация анонимного лечения (ст.56) - отбрасывают страну назад и приводят к полной беспомощности наркопотребителей перед наркобизнесом, криминализации негосударственной медицинской помощи, росту преступности наркопотребителей ради добывания наркотиков и тому подобным последствиям.

В цивилизованных странах мира в качестве социальной реакции на наркопотребление является отказ от запрета на употребление наркотиков (равно как потребление алкоголя или табака) нарушающего ст.12 Всеобщей декларации прав человека о невмешательстве в личную жизнь человека; выработка стратегии и тактики мягкого, гибкого превентивно-воспитательного реагирования (социального контроля) общества и государства на потребление наркотиков; развитие антинаркотической пропаганды, психолого-педагогической и медицинской социальной помощи наркозависимым и членам их семей.

Современная история профилактики наркомании. Первый этап профилактики наркоманий относится к 50-70 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и Западная Европа) признало, что наркомания из проблемы отдельных личностей превратилась в трагедию больших масс молодежи. Тогда профилактика приема наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека страха, и таким образом, отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты - вот ключевые слова для понимания смысла этого этапа. Любому здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность этой политики.

Второй этап приходится на 80-е годы и логика его разворачивания - в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической компании, в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограниченная политика - она тоже не дала желаемого эффекта.

Любому специалисту очевидно, что воспитывающая и обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и деятельно-практическую.

Очевидно, что знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решения актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков.

 

Специалисты убеждены, что профилактика наркомании будет эффективной если:

К сожалению, это очень сложно, прежде всего в силу накопившихся в индивидуальном и массовом сознании множественных заблуждений.

 

Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной профилактики наркоманий, а именно:

Сегодня уже имеются предпосылки для разработки научных основ массовой профилактики. Однако сложность и многофакторность проблемы вызывают для ее решения потребность в практическом объединении усилий специалистов медицины (социальной гигиены, здравоохранения, общей и коммунальной гигиены, клинической медицины), психологии, педагогики, социологии, культуры, права и др.

На первое место в системе приоритетов должно быть поставлено непрерывное, обязательно адресное (применительно к разным слоям общества) психологическое обеспечение (возрождение культа здоровья, обращение внимания к культуре, нейтрализация беспечности к негативным явлениям в обществе).

 

Итак, можно сформулировать следующие задачи организации широкой профилактики употребления наркотиков в школах:

В своих стремлениях по преодолению проблемы наркоманий необходимо взаимопонимание и сотрудничество прежде всего родителей и специалистов, работающих с детьми, подростками, молодежью. Необходимо, чтобы они ориентировались в признаках потребления наркотических и одурманивающих веществ, имели достаточный уровень "наркологической грамотности". Установление первичного доверительного контакта с потребителями наркоманами и токсикоманами, убеждение обратиться за помощью к специалисту психиатру-наркологу - вот задача работающих и живущих рядом с ними.

Как можно скорее нам нужно сегодня выявить всех тех, кому мы можем и должны помочь. Тогда мы им поможем.

2. Стоит задуматься
или
крайне тревожная статистика

На протяжении многих десятилетий для России были типичными злоупотребление алкоголем и алкоголизм. Однако в последние годы в стране произошли существенные изменения в структуре контингентов больных, обращающихся за медицинской помощью и состоящих на учете в наркологических диспансерах. Наряду с явным преобладанием больных алкоголизмом совершенно очевидно, что по темпу роста заболеваемости наркомании занимают ведущее место. Заболеваемость наркоманиями с 1984 по 1996 г. выросла в 12,8 раза (с 1,5 до 19,2 случая на 100 тыс. населения), заболеваемость токсикоманиями - в 9 раз (с 0,2 до 1,8 на 100 тыс.)

Общество и государство не приняли всерьез, что наркомания стала первой в ряду социальных проблем. Идет время, и сегодня потребление наркотиков уже является неотъемлемой реальностью, частью нашего и без того неблагополучного бытия.

Особую тревогу вызывает резкое "омоложение" контингента больных наркоманиями. Имеются следующие данные, касающиеся подростков ( на 100 тыс. подросткового населения): впервые диагностированы (заболеваемость) наркомании в 1992 г. - 4,5, в 1996 г. - 59,8 (рост в 13,2 раза); токсикомании в 1992 г. - 10,5, в 1996 г. - 16,9 (рост в 1,6 раза).

Удельный вес подростков среди больных наркоманией, по данным 1996 г, составляет 23%. В 1984 г. таких на всю Россию было только 420 чел., а сегодня - почти 29 тысяч. Это эпидемия. Всего по стране на каждый 100 тыс. подростков 73 больных.

 

Вызывает большую тревогу, что:

Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти 3 процесса происходят параллельно: в состоянии опьянения подростками совершается 50 % всех правонарушений, в том числе 80 % всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т.п.).

Возраст начала потребления наркотиков совпадает со временем начала учебы в школе. К подростковому возрасту свыше 10 % школьников уже знакомы с действием наркотиков и этот процент растет.

К окончанию школы 19,5 % мальчиков и 13 % девочек пробовали наркотики, а регулярно "сидят на игле" 9 % мальчиков и 5 % девочек.

Основной возраст первого знакомства с наркотиками приходится на 11-14 лет (41 %) и 15-17 лет (51 %).

Велики показатели мифологизации отношения к наркотикам в среде молодежи, так: 34 % уверенно считают, что наркотики бывают "всерьез" и "не всерьез", 21 % согласны с тем, что "наркотик делает человека свободным" и 42 % уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Также наблюдается некоторая романтизация среды потребителей наркотиков, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.

Данные социологического исследования говорят о том, что лишь немногие преподаватели представляют себе истинное положение вещей, а около половины верят, что регулярных потребителей наркотиков среди их учеников нет.

Информация, полученная от учащихся, свидетельствует о том, что потребляющие наркотики ученики не ошибаются, полагая, что их преподаватели, как правило, "не в курсе".

Недостаточное участие учителей в разъяснительной работе, возможно, и проистекает из того, что они недостаточно осведомлены о том, знакомы ли их учащиеся с наркотиками или токсическими препаратами.

Из оценок экспертов, среди которых наркологи, работники правоохранительных органов, научные работники, т. е. люди, постоянно соприкасающиеся с наркоманами и наркоманией, явствует, что подростки не только не знают толком, чем грозят наркотики здоровью и личности человека, но и смутно себе представляют степень ответственности перед законом за распространение, хранение и прием наркотиков.

Каков же социально-психологический портрет сегодняшнего наркомана-подростка?

Недавно сотрудники НИИ наркологии МЗ РФ провели анкетирование среди школьников средних и старших классов в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Перми, Екатеринбурге, Калининграде и Краснодаре. Результаты его позволили увидеть спектр интересов современных подростков. Сегодняшних мальчишек и девчонок интересуют три проблемы: секс, спорт и поп-музыка. Другие интересы (а среди них - и книги, и искусство) волнует ребят в гораздо меньшей степени (доля этого интереса смехотворна - 2,6 процента). Но в то же время ребята ценят здоровье. Мальчики хотят быть сильными, девочки - красивыми. Однако большую часть свободного времени наши подростки проводят перед телевизором, именно оттуда и черпают информацию о сексе и наркотиках.

А хотите знать, кто для многих подростков стал в семье настоящим другом? Не мама, не отец, хотя и таких ответов было предостаточно. Настоящими друзьями для сотен подростков сегодня стали кошки и собаки, что живут в их домах. И этот факт очень важен для нас, людей, размышляющих о том, кто же становится подростком риска. Да тот, чей интерес сужен до секса и попсы и у кого единственный в семье друг - это кошка. Как вы думаете, достаточно ли высоко самоуважение такого подростка? Чувствует ли он себя ценностью? И будет ли всеми силами сопротивляться миру грез, который несет в себе наполненный шприц?

Вряд ли кто-то из впервые вступивших на опасную "дорогу в никуда" осознает, что только 10 % подростков-наркоманов доживает до 30 лет.

Уровень заболеваемости наркоманиями среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, злоупотребляют наркотиками подростки в 6,3 раза чаще. В 1997 г. в России погибли от наркоманий 1600 чел., среди них половина - подростки.

За последние 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей - в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка наркотиков. Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно составляют в России 20 % всех госпитализаций и 10 % всех смертей. Свыше 12 млн. человек уже нуждаются в различных видах медико-социальной помощи в связи с проблемами, возникшими из-за употребления наркотических и одурманивающих веществ.

Безразличие общества привело к тому, что в потребление наркотиков вовлекаются психически нормальные люди, а не только "группа-риска". У людей, живущих среди потребителей наркотиков, гораздо больше шансов стать наркоманами, чем у людей, живущих в трезвом обществе.

Одна из причин стремительного роста наркотической эпидемии - доступность наркотиков. Например, в некоторых московских школах отмечены факты массовой продажи наркотиков по низким ценам с очевидной целью обеспечить привыкание к зелью как можно большего числа ребят. После чего, цены резко возрастают, например, одна таблетка "экстази" стоит от 50 до 100 долларов. Этот наркотик подростки используют для веселья, при его действии на дискотеке подросток может танцевать без перерыва, не чувствуя усталости 10-12 часов.

Жертвой роковой моды может оказаться любой, а выпутаться из этих сетей удается далеко не каждому. По данным Министерства образования РФ, 60 % детей и подростков не представляют, куда им обращаться за помощью при наркотических проблемах.

Наркомафия приобщает к наркотикам не только учащихся школ, ПТУ, ВУЗов, но и целые города, даже страны.

Например, в 1972 году наркомафия "посадила на иглу" добропорядочную и весьма дисциплинированную амстердамскую молодежь. Страна (город, регион) наркотизируется так же, по тем же самым "законам", что и человек (новичка "угощают" бесплатно). Сначала рынок Нидерландов наводнили дешевым героином, а когда добились массового потребления, массового подчинения жертв, мгновенно взвинтили цену. Таков типичный механизм наркотизации любой страны. В дальнейшем ее можно использовать как угодно: как потребителя наркотиков и как пособника в их распространении. Такова, например, судьба Италии - страны, избранной для транзита (сейчас в ней 2,1 миллиона наркоманов).

России некоторым образом повезло, что экономика ее нестабильна и рубль какое-то время был неконвертируемым. Но времена эти проходят, и международная наркомафия предвкушает супердоходы от такой огромной страны.

3. Опасные заблуждения
или
что мы думаем о наркотиках?

Мы вынуждены признать, что бесконтрольный путь использования наркотиков существовал практически всегда. Причины, побуждавшие людей прибегать к их использованию, могли быть очень разнообразными - начиная от простого любопытства и подражания, кончая состояниями отчаяния, одиночества, безысходности. В этих последних случаях речь идет, как принято говорить в современной психологии, об иллюзорно-компенсаторных мотивах употребления наркотика, позволяющего человеку временно уйти от своих проблем, забытья, снять напряжение и тому подобное. Только цена этой иллюзии неизменно оставалась непомерно высокой - искалеченность человеческой жизни, судьбы, в конце концов - сама жизнь. Цена, о которой мы говорим, - наркомания - грозное, трудно поддающееся лечению заболевание.

Опыт использования наркотиков человечеством насчитывает несколько тысячелетий. Видимо, столько же человечество пытается бороться с ними. В разные времена, в разных странах характер борьбы с употреблением наркотиков был различным - от попыток лечить больного наркоманией до использования тюремного заключения и смертной казни. Нельзя сказать, что эта борьба повсеместно была безрезультатной. Тем не менее наркомания и по сей день представляет собой угрозу для человечества.

Рассматривая наркоманию как болезнь, тем не менее мы всегда ясно отдаем себе отчет в том, что это особая болезнь, в происхождении которой не последнюю роль играет сама личность человека.

Говоря о пьянстве, древние подчеркивали, что оно представляет собой упражнение в безумии. Наркомания же - представляет собой само безумие, но добровольное. Слово "добровольное" отнюдь не означает, что человек, начинающий употреблять наркотики, сознательно желает стать наркоманом. Все как раз обстоит наоборот. Вряд ли среди больных наркоманией можно найти хотя бы одного, кто бы ставил перед собой подобную цель. Каждый из них никогда не думал, что станет наркоманом, и тем более не желал этого.

Следовательно, речь идет о весьма не простом отношении человека к наркотикам. Именно эти отношения, а точнее их неопределенность может стать одним из первых шагов к наркомании. Ровно как и наоборот, ясно определив свое отношение к наркотическим средствам, к процессу их употребления, человек оказывает самому себе необходимую помощь в избегании риска стать наркоманом. Создание подобного отношения составляет необходимое условие и при лечении наркомании. Постараемся разобраться в этом.

Разговаривая со школьниками, часто приходится слышать от них о том, что взрослые явно преувеличивают опасность наркомании, избыточно много говорят и пишут на эту тему. При этом почти все единодушно считают, что наркоманы - это "конченые люди", которых можно лишь пожалеть. Но почти никто из опрошенных нами школьников не допускал мысль о том, что может стать наркоманом сам. Еще раз обратим внимание, что точно такое же отношение проявляли в свое время и больные наркоманией. Стало быть одного только отрицательного отношения к наркомании, как к тяжелому заболеванию, еще далеко не достаточно. В таком отношении явно недооценивается реальная степень риска.

В беседах со школьниками с постоянством возникает один и тот же, кажущийся молодым людям и подросткам, непререкаемый, "железный" аргумент. Смысл его весьма прост. Наркоманом может стать лишь человек, постоянно употребляющий наркотики. Люди же, использующие наркотики "осторожно", т.е. эпизодически, не могут стать наркоманами. Таких людей, изредка прибегающих к наркотикам, много, гораздо больше, чем больных наркоманией. Подобный стиль рассуждения и представляет собой отчетливо опасное заблуждение.

Действительно, людей, эпизодически использующих наркотики по случаю вечеринки, дискотеки, просто за компанию, гораздо больше, чем истинно больных наркоманией. Но именно последние, то есть собственно больные появляются из числа первых, из числа тех, кто употребляет наркотики от случая к случаю. Об этом свидетельствуют биографические сведения больных наркоманией. Все они начинали именно с эпизодического употребления, исходя из выше приведенной логики.

Систематическое употребление наркотиков есть не причина наркомании, а ее следствие, ее проявление как заболевания, т.е. то состояние, когда человек уже не может волевым усилием подавить свое пристрастие к наркотикам. Именно поэтому он вынужден постоянно и систематично их употреблять. Об этой стороне заболевания школьники осведомлены тоже весьма хорошо, т.е. они отчетливо представляют что такое наркотическая зависимость. Но и здесь, при казалось бы полной ясности, много иллюзий и заблуждений, тоже опасных.

Наши молодые собеседники, учащиеся старших классов, в основной своей массе были убеждены, что кроме редкого употребления наркотиков следует использовать еще одно "средство безопасности", чтобы гарантировано избежать наркомании как таковой. И здесь логика рассуждений была "безупречной". Больной наркоманией ясно осознает факт зависимости, т.е. отдает себе отчет в том, что его непреодолимо влечет к наркотическим средствам, что одним волевым усилием он не может себя переломить. И далее - если факт зависимости хорошо осознается, то также хорошо должен осознаваться и процесс порождения, формирования этой зависимости. Ведь не возникает же она в одночасье. Требуется какое-то время. Стало быть есть время почувствовать это во время и при необходимости остановиться. Но именно здесь кроется очередная иллюзия в отношении к наркотикам. В рамках этой иллюзии наркоман - это человек, который, попросту говоря, проворонил, прозевал момент, когда он начал попадать в состояние зависимости и вовремя В силу этого не остановился. И это в чем-то действительно так.

Но в том то и дело, что процесс формирования зависимости от наркотиков, в отличие от осознания самого факта этой зависимости, протекает весьма скрыто от сознания. И когда человек понимает, что он попал в состояние зависимости, бывает уже поздно.

Кроме того, обыденное сознание явно переоценивает время, в течение которого может развиваться зависимость и темпы этого процесса. Современные наркотические средства способны развивать у человека привыкание к ним очень быстро, иногда после двух, а то и одноразового употребления. Если к этому добавить, что состояние зависимости в подростковом возрасте вообще развивается быстрее, чем у взрослых, то степень риска можно оценить как весьма высокую.

Странно выглядит и деление наркотиков на опасные и почти безопасные. В отношении наркотиков подобное деление просто нелепо. Опыт больных наркоманией говорит как раз о том, что первые эпизоды употребления начинались именно со средств, считавшихся почти безобидными. Кроме того, не следует забывать, что одно и то же средство по разному действует на разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей. Наркотик, который принято считать слабым, для кого-то может быть сильно действующим средством.

О слабых или "безопасных" наркотиках говорят очень много. Но при этом, следует задуматься, что среди людей, занимающихся распространением и продажей наркотических средств, мы практически не встречаем тех, кто бы их употреблял. Это, по всей вероятности, не случайно, ибо эти "продавцы" слишком хорошо знают цену "безопасным" наркотикам.

Гораздо реже мы встречаемся с еще одним аргументом эпизодического использования наркотиков. Быть современным, почувствовать себя взрослым, не стать "белой вороной", добиться уважения среди ровесников. Человеку свойственно стремление к самоутверждению, желание занять определенное положение в сообществе людей. В реализации этой цели наркотик вряд ли может помочь, скорее наоборот. Человек испытывает огромную гамму потребностей, которые выступают как двигатель его поведения - это могут быть физиологические потребности в еде, тепле и пр., психологические - в эмоциональной поддержке, творчестве, общении и пр. Потребность в наркотиках можно отнести к извращенной потребности, выступающей тоже в роли двигателя человеческого поведения, но ведущего его по пути саморазрушения и не только физического, но и духовного.

Здесь нам бы хотелось остановиться еще на одной иллюзии отношений к наркотикам - иллюзии относительно редкой, но весьма устойчивой. Иногда приходится слышать о том, что среди выдающихся деятелей культуры, искусства и литературы прошлого, да и настоящего было не мало тех, кто отдавал дань наркотикам. Говорится об этом чаще всего с особым подъемом. При этом совершенно упускается из вида, что факт биографии того или иного представителя художественной культуры, связанный с употреблением наркотиков, как правило, остро драматически окрашен. А самое главное, что те или иные вершины в сфере индивидуального творчества были достигнуты не благодаря наркотикам, а вопреки им.

Таким образом - помочь самому себе - это, прежде всего, ясно определиться в своих отношениях к наркотикам, раз и навсегда избавить себя от многочисленных иллюзий. Кажется, что отношение не может стать причиной зла или беды. Но это тоже иллюзия. Ложные отношения толкают нас на такие же непродуманные поступки.

4. Основные термины
или
что же такое наркотики и наркомании?

На пути прозрения и овладения объективной информацией стоит немало препятствий. Одно из них - незнание терминологии, а также существующая путаница в понятиях и представлениях.

Понятия "наркотизм", "наркомания", "наркотик" - не только медицинские и социальные, но и юридические. Юридическое употребление терминов обусловлено большой общественной опасностью, выражающейся в том, что наркомания приводит, как правило, к нарушению поведения, быстрым и тяжелым изменениям психики. Так, только за первую половину 1997 г. было совершено 80 тысяч преступлений, связанных с наркотиками.

Употребление не предписанное врачом, производство, доставка, хранение, приобретение и продажа средств, вызывающих зависимость от них уголовно наказуемы. Это требует очень большой осторожности в использовании любого из приведенных ниже терминов, в противном случае недоброжелатели или недостаточно компетентные профессионалы могут нанести вред подростку, вместо того, чтобы помочь ему.

Наркотик - психоактивное вещество, которое включено в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом - психическую или физическую зависимость от него. Наркотик характеризуют три признака:

Психоактивное вещество Психические и другие нарушения при интоксикации Признаки последствий употребления наркотиков
Психодепрессанты.
а) Препараты опия
Эйфория, экстаз, сонливость, нарушение сознания, тревожность, смазанная речь, заторможенность, утрата аппетита, снижение полового влечения и общей активности. Необычная сонливость в самое разное время, замедленная "растянутая" речь, частое "отставание" от темы разговора. Добродушное поведение, покладистость, впечатление постоянной задумчивости. Стремление к уединению в тишине и темноте. Суженные зрачки, не реагирующие н изменение освещения. Снижение болевой чувствительности. Следы от инъекций на верхних и нижних конечностях, в паховой области.
б)Успокаивающие и снотворные препараты (транквилизаторы): Расслабление, снижение тревоги, замедление психической и физической активности, сонливость, депрессия спутанность. Притупление восприятия удовольствия и боли. Обильный пот, падение кровяного давления, судороги. Сонливость, рассеянность, повышенная агрессивность. Влияние обычных социальных ограничений ослабевает или исчезает.
2.Психостимуляторы. Возбуждение, болтливость, эйфория, подозрительность, раздражительность, агрессивность, депрессия, бессонница, головокружение, учащенное сердцебиение. Гиперактивность, болтливость, расширенные зрачки, выпуклость глаз, плохой запах изо рта, язвы в полости рта, покраснение кожи. Отсутствует чувство голода. Нарушается режим сна и бодрствования. Появляется сильное сексуальное раскрепощение. Деятельность носит непродуктивный, однообразный характер.
3.Галлюциногены.
а)Препараты конопли:
Эйфория, тревога, подозрительность, смех, расслабление, ощущение пустоты в голове, речевое возбуждение, жестикуляция, легкость тела, искажение восприятия пространства. Словоохотливость, колебания настроения, налитые кровью глаза, повышенный аппетит. Тревога, депрессия, безразличие, бездеятельность.
б)Другие галлюциногены (ЛСД, псилоцибин и др.) Галлюцинации, иллюзии, деперсонализация, бред, паника, депрессия, суицидальные намерения, провалы в прошлое, ступор, расширение зрачков, учащенное сердцебиение, потливость, дрожание. Непредсказуемое или буйное поведение, расширенные зрачки.
в)Ингалянты Эйфория, ощущение пустоты в голове, спутанность сознания, галлюцинации, потеря аппетита, вспыльчивость, смазанная речь, Легко происходит передозировка, приводящая к повреждению внутренних органов, мозга и смерти от асфиксии. Изменение поведения и личности. Расширенные или суженные зрачки, налитые кровью глаза, отек вокруг глаз, шмыгание носом. Запах растворителей изо рта.
 

Педагогам и другим школьным работникам необходимо знать не только признаки наркоманий, но и проявления, возникающие у наркоманов при абстиненции ("ломке") в случае лишения наркотических веществ, так как зачастую при этом необходима специальная медицинская помощь, своевременное направление подростка к наркологу.

Общие признаки лишения наркотиков и токсических веществ. Лишение наркотиков и токсических веществ вызывает у лиц, зависимых от них, следующие проявления:

- страдальческий внешний вид (облик): заострившиеся черты лица, запавшие "тусклые" глаза, землистый цвет кожных покровов, неестественная бледность;

- изменение самочувствия: чувство недомогания, дискомфорта, тягостное самочувствие, вялость, слабость, разбитость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности вплоть до ее утраты;

- изменение настроения: угрюмость, сниженное настроение, подавленность, недовольство всем окружающим, капризность, раздражительность, вспыльчивость, злобность, тревога, тоска, безразличие, безучастность к окружающему;

- повышенная потливость;

- изменение двигательной активности: неусидчивость, двигательное беспокойство, возбуждение или, наоборот, неподвижность, неспособность даже к незначительным физическим нагрузкам;

- болевые симптомы: боли в различных частях тела в виде жжения, покалывания, сильные "выкручивающие" боли в мышцах, особенно в мышцах спины, поясничной области, иногда непроизвольные подергивания отдельных групп мышц, их судорожное сведение, , головные боли, боли в сердце, желудке, кишечнике;

- нарушение работы желудочно-кишечного тракта: снижение или отсутствие аппетита, многократная рвота, понос с мучительными позывами;

- отсутствие желания курить даже у курильщиков с многолетним стажем, вплоть до отвращения к табачному дыму.

10. В преддверии опасности
или
как распознать начало наркомании?

Этот раздел адресован всем, кто не разделяет частое для нашего общества заблуждение, что "наркомания дело частное, наркоман имеет полное право употреблять наркотики, этим он никак не мешает другим." Увы, это не так. Наркоман практически всегда находится в зависимости от наркотика, он не может сам принимать решения - принимать или не принимать наркотики. Наркоманы приносят вред не только себе, но и окружающим. Более всего страдают близкие люди. Апатия, равнодушие, подчиненность всего и вся - только одному божеству - Его Величеству Наркотику. Наркотик разрушает семьи, ради наркотика воруют, ради наркотика убивают.

"Я отупела от вечного страха, безысходности, нескончаемого горя и боли. Вот уже 1,5 года я ложусь с одной мыслью: "Господи, дай мне смерти", а просыпаясь думаю "зачем, зачем эта жизнь - горе, боль, слезы.

Мой сын наркоман, ему 18 лет, больше двух лет он "колется". Через две недели после того, как я узнала об этом, то положила его в больницу, у меня даже мысли не возникало. что я ничего не смогу сделать, потеряю своего единственного сына. Не описать того ада, что я с ним прошла до сегодняшнего дня, сегодня он в тюрьме. Сегодня я хотела сказать о другом: он у меня единственный сын, но мне легче было бы похоронить его один раз. Не спешите меня осуждать, понять меня может только тот, кто в таком же положении.

О каком частном лечении вы ведете речь? Где я могу взять от 5 тыс. руб. и выше, чтобы пройти курс лечения от "физической зависимости"? Дорогая редакция, сколько будет возможным, пусть в вашей газете будет рубрика "Слезь с иглы". Может быть, если бы об этом начали писать раньше, я бы не задавала себе один и тот же вопрос: "Для чего я живу?" (Комсомольская правда. Акция "Слезь с иглы". Из письма матери.)

Вот несколько советов родителям и педагогам по ранней диагностике попыток употребления ребенком наркотических веществ.

 

Специалисты, работающие с подростками и родители должны максимально проявлять "наркологическую настороженность". Повышенное внимание необходимо проявлять в следующих случаях:

Нужно учитывать и другие косвенные признаки потребления наркотиков или токсических веществ. Такими признаками следует считать немотивированное изменение поведения, образа и стиля жизни. Так, подросток вдруг порывает отношения с известными родителям друзьями и большую часть времени проводит вне дома, с "новыми друзьями", отдавая им большую часть времени , зачастую в ущерб школьным занятиям, прежним увлечениям, домашним делам. Или, наоборот, он часто остается дома, все дольше залеживается в постели с утра.

Меняются прежние отношения подростка с родителями: ровные взаимоотношения, послушание меняются на реакции протеста. Подросток начинает лгать и скрывать, где он проводит время. В речи подростка появляется несдержанность, грубость, цинизм. Он не выполняет домашние обязанности, стремиться уйти из семьи в "свою" компанию. Попытки удержать подростка дома не достигают желаемого результата, а иногда приводят даже к побегам из дома и отсутствию в течение нескольких дней.

Изменения в поведении подростка заметны и в школе. Снижается интерес к учебе, школьной жизни, ухудшаются отметки. Появляются пропуски занятий, не выполняются требования и замечания педагогов. Возможны изменения внешнего вида в сторону неряшливости, небрежности, запущенности. Смена облика подростка, происходящая за сравнительно короткий период, должна насторожить родителей и учителей.

Еще более настораживающими признаками возможного приобщения подростка к потреблению наркотиков или одурманивающих средств следует считать изменения особенностей психического реагирования. Это прежде всего немотивированные изменения эмоционального состояния, своеобразные "приступы" неадекватной веселости, дурашливости, речевой и двигательной расторможенности, преходящие в безразличие, заторможенность, подавленность, возникновение агрессивности, озлобленности, замкнутости, погружение в собственные переживания, нежелание ни с кем делиться своими проблемами, обсуждать свои дела. Такие колебания состояния могут отмечаться по несколько раз на протяжении суток. Настораживать должно и сужение круга интересов, уклонение от любой умственной нагрузки, требующей усидчивости, напряженного внимания, своеобразная "умственная лень".

Родителей должно настораживать и появление у подростка новых подозрительных друзей, особенно более старшего возраста. Может отмечаться изменение поведения старых приятелей, которое становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении.

 

Как выглядят подозрительные друзья? Вообще внешний вид употребляющих наркотики не всегда бывает совершенно ужасным, и даже наоборот, при первом знакомстве с наркотиками ребенок обычно попадает в круг еще не потерявших приличный облик наркоманов. Однако наиболее общие черты наркомана с большим стажем следующие:

Ценностные ориентиры новой компании, в которой проводит время подросток, постепенно приводят к совершению антиобщественных, хулиганских, противоправных поступков - мелким кражам, угонам автотранспорта. За этим следует задержание милицией, постановка на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Подросток часто начинает уносить из дома для "друзей" деньги, сигареты, еду, спиртное, медикаменты. Отмечается внезапный интерес к содержимому домашней аптечки.

Еще более яркими, вескими доказательствами одурманивания служат случаи появления подростка в состоянии опьянения, вызванного приемом наркотиков или токсических веществ. Стремясь замаскировать последствия приема наркотиков их потребители нередко "для запаха" полощут рот спиртным, но степень опьянения при этом не соответствует силе запаха (он слабее), а попытка маскировки свидетельствует уже об определенном личном опыте от общения с опытными больными наркоманиями.

Употребление подростками жаргонных выражений из лексикона наркоманов, конечно, не является основанием для подтверждения того, что он сам употребляет наркотики. Но знание подростком этих выражений говорит о его контактах с потребителями наркотиков, что повышает риск начала наркотизации им самим.

Что такое "сленг - наркоманов"? Одним из важнейших способов конспирации наркоманов является тайная речь - сленг. Педагоги или родители впадают в безмятежное умиление, когда слышат, что их "трудный" подросток беседует с другом или по телефону исключительно о высокой литературе, музыке и т.п.

Приведем несколько типичных диалогов.

Пример 1. Разговор с другом.

- Я вчера у Светки кайфовую книжку прочитал. Крутая тема! До сих пор в себя прийти не могу, Вот что значит настоящая литература!

- Да ну их, твои книжки! В жизни главное, чтоб всегда при "колесах" быть. Я мамин "сидней" свободно пользую. Ну и от дедушки наследство осталось - "атом" и "цикла".

- А банок нету?

- Был салют, да весь вышел. Сестре от кашля брали. В результате я подсел на белые дела - едва оклемался. Весь центряк был в дырах, сплошные дороги, пришлось в жару ходить в рубашке.

- Дурак ты. А метро на что?

Пример 2. Разговор по телефону.

- Танюшка, ты за грибами не собираешься? Сезон подходит.

- Ладно, на неделе рванем ко мне на дачу. Заготовим на всю зиму, еще и друзей угостим.

- Правильно, будем вести здоровый образ жизни. А то надоело пээспэ за бешеные бабки брать. К тому же естественный продукт.

Увы, как это ни печально, но здесь не было ни слова о книгах. Равно как и об автомобилях, метрополитене и даже рок группе "Блек Саббат". Люся - отнюдь не знакомая (и вообще не человек), а грибы - не белые и даже не лисички.

Литература, книжки, травка - марихуана, конопля, каннабис. (Крутая тема - трава с повышенным содержанием каннабиолов).

Колеса (сидней, атом, цикла) - любые таблетки, способные хоть как-то воздействовать на сознание, в том числе "Сиднокарб" (сидней), "Этаминал натрия" (атом), "Циклодол" (цикла).

Банка, салют, белое - солутан, эфедриносодержащее лекарство, из которого на дому получают опаснейшие наркотики.

Центряк - вена на локтевом сгибе.

Дыры - следы от уколов.

Дороги - цепочки из "дыр", по ходу вен на руках (или на ногах).

Метро - вена под мышкой. Используется теми, у кого руки должны быть "чистыми".

Грибы - один из видов поганок, широко распространенный в нашей области. Содержит сильнейшие галлюциногены, прост в употреблении.

ПСП - продукт домашней переработки полиэтиленовых пакетов, обладающий сильнейшим психоделическим воздействием. Употребляется как заменитель ЛСД.

Рекомендации педагогам и родителям. Как бы мы не ограждали ребенка, но однажды это может случиться. К вашему ребенку подойдут - и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого "ловишь кайф", "у нас в компании все употребляют это", "попробуй - и все проблемы снимет как рукой" или "докажи, что ты уже взрослый". К этой встрече ребенка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно испробованы педагогами и родителями во всем мире и доказали свою эффективность.

Разговаривайте с ребенком о наркотиках и алкоголе.

Эксперты утверждают, что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Использование информации, в том числе и этой книги - поможет Вам в разговоре с ребенком. Помните, что нет возраста, когда ребенок бы не нуждался в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребенка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

Учитесь слушать.

Ребенок должен знать, что Вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит? Какие проблемы он решает в настоящее время? Попытайтесь найти вместе с ребенком выход из проблемы, отрицающий возможность применения наркотика. Никогда не используйте информацию, полученную от ребенка во вред ему. Оговорите с ребенком те случаи, которые дают Вам право поступить вопреки желанию ребенка (например: очевидный вред здоровью его собственному или его друзей, информация о готовящемся преступлении и т.д.)

Давайте советы, но не давите советами.

Мы уже говорили о множественных проблемам подросткового возраста, о потребности - вырваться из-под диктата взрослых. Все это требует особого такта. Как показывают житейские наблюдения, мы все не очень любим прислушиваться к чужому мнению. Очевидно, что совет может быть эффективен только в случае его востребованности. Во всех остальных случаях наиболее рациональной может выступать форма, предполагающая свободный выбор ребенка.

Подумайте о своем примере.

Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие "невинные" пороки требуют объяснения ребенку.

Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации.

Пожалуй, это самое важно и трудное.

Все наши советы в большей степени относятся к предупреждению развития наркомании. Проблема преодоления множественных кризисов взросления во многом обусловлена этой непреодолимой потребностью - "Быть", "Состояться", "Самореализоваться". Наверное, если бы не было этой человеческой жажды, то не был бы возможен никакой человеческий прогресс. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни оказался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Чем более сформировано у ребенка чувство самоуважения, тем больше вероятности, что он сможет сказать "Нет" - в ответ на предложение испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким как все.

11. Целевая программа "Без Наркотиков"
или
что может современная школа?

 

Наиболее типичные заблуждения администраторов и педагогов в российской современной школе:

Этот ряд можно было бы продолжить, точно также можно привести множество аргументов, разрушающих сформулированную педагогическую позицию активного невмешательства.

 

Несколько аргументов в пользу изменения школьной позиции.

Увы, многочисленные исследования показывают, что такого положения дел просто не может быть. Неужели старшеклассники этой гимназии никогда не посещают современных дискотек, неужели подростки никогда не пытались "понюхать момента", неужели все торговцы наркотическим зельем заранее договорились обходить школу стороной, а родители-алкоголики ни разу не предложили своему ребенку "стакан для взрослости". Детей, конечно, можно полностью изолировать в школьных стенах, но и в этом случае - распространители наркотического дурмана найдут способ доставить его за школьно-крепостные стены.

Вывод: грамотная позиция современного руководителя образовательного учреждения в отношении профилактики наркомании требует разработки и реализации специальной целевой программы.

Мы назвали эту программу "Без наркотиков" и попытались объединить в ней весь позитивный опыт, накопленный многими честными и ответственными педагогами.

Начнем с выделения общих признаков современной педагогической культуры, связанной с решением множественных проблем развития ребенка, в том числе, и с решения такой проблемы, как предупреждение употребления наркотиков.

 

Признаками этой культуры можно считать:

Что же делать в школе, если мы хотим действовать эффективно? Мы не раз встречались с очевидно-имитационными программами. Так, в одном из районов Санкт-Петербурга только за один год было проведено два конкурса антинаркотических плакатов и рисунков. Конечно, подобные действия не приносят заметного вреда (за исключением эффекта создания видимости деятельности), но заметим, что и эффективность от таких действий достаточно близка к нулю. Подобные методики могут быть приняты только младшими школьниками, но именно они, в силу возрастных особенностей, нуждаются в наиболее серьезном и осторожном разговоре по вопросам наркотиков и наркоманий.

Общая логика построения целевой программы требует прежде всего формирования ценностно-смыслового единства в педагогическом коллективе по отношению к проблеме наркотиков. Результатом этой работы и должно стать принятие всем педагогическим коллективом целевой программы, выделение в педагогическом коллективе специальных групп, активно действующих в рамках программы, координирующих программу и оценивающих ее эффективность.

Цель программы - создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно-отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся.

 

Помимо блока целеполагания и организации в программу могут войти следующие три группы структурных компонентов.

Формула программы может быть представлена следующими понятиями:

Образование и информация

+

общее признание правил и норм

+

чувствительность к сигналам опасности

+

тренинги активного отрицания

+

убеждение в доступности помощи

+

целевая работа с группой риска

+

адресная помощь, попавшим в беду

=

Школа без наркотиков

Реализация формулы программы

1. Образование и информация. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами. Формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков. Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках. Тренинг общения. Тренинг умения "Сказать наркотику "Нет". Изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде, первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков.

Кто проводит работу: специально-приглашенные специалисты, сотрудники служб психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения, классные руководители, наиболее подготовленные учителя-предметники.

На кого направлена деятельность: на учащихся всех возрастов, родителей, коллег-педагогов. Программа для взрослых обязательно должна быть дополнена анализом факторов риска распространения наркомании и изучением путей помощи подростку, поддавшемуся влиянию наркотиков.

Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, встречи за круглым столом, диспуты, тренинги.

2. Общее признание правил и норм неприятия наркотиков. Очень важно, чтобы дети поняли и приняли школьную политику в отношении наркотиков. Необходимо ясно и четко договориться, что в школе любыми необходимыми путями будет пресекаться распространение идеи о возможности и допустимости наркотиков, их легализации и облегчения доступа к ним. Важно, чтобы координацию программы борьбы с наркотиками вели педагоги, обладающие авторитетом и в детской, и взрослой среде. Дети гораздо охотнее будут помогать педагогу, которому они доверяют, пристрастия и увлечения которого разделяют, образу жизни которого готовы следовать.

3. Чувствительность к сигналам опасности.

В школе должна быть разработана специальная система повышения чувствительности к опасности распространения наркотиков. Родителей и педагогов целесообразно ознакомить с основами диагностики употребления детьми наркотиков. Обязательно нужно довести до всех заинтересованных лиц к кому конкретно можно обратиться в случае, если возникнет предположение о наличии опасности. По сути, речь идет о создании в школе специальной группы "Доверия", члены которой обладают достаточными знаниями и облечены специальным доверием действовать в соответствии с создавшейся ситуацией.

Лучший вариант, если в роли такой группы выступает школьный ППМС-центр. Если такового в школе нет, то его роль может исполнять инициативная группа педагогов, принявшая на себя ответственность за реализацию программы.

Для успеха программы очень важно, чтобы и сами дети приняли участие в такой работы, преодолев извечную убежденность, что "доносить на товарища нельзя". На этапе "общественного договора" необходимо попытаться объяснить учащимся, что "табу недоносительства" в данном случае не действует, поскольку сокрытие такой важной информации может нанести непоправимый вред здоровью их товарища. Очевидно, что в этом случае дети должны полностью доверять тем взрослым, с которыми они намерены поделиться информацией. Важное примечание: никакое наказание за "отсутствие информации" не может быть признано целесообразным, поскольку гарантировано разрушает доверие ко взрослым (как, впрочем и любые другие репрессивные меры массового характера). Страх может быть ограничителем поведения только в очень ограниченных интервалах времени, для сохранения своей действенности он нуждается во все большем и большем усилении мер требовательности и строгости.

4. Тренинги активного отрицания. Выше описана система действий родителей, которые хотят помочь ребенку научиться говорить "нет" наркотикам. Все эти советы в равной мере можно отнести и к школьным программам. В последнее время появилось множество описаний тренингов: "Навыки жизни", "Основы коммуникации", "Нарконон", "Программа моей независимости" и т.д. Все они направлены на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям. Общая логика их построения связана с повышением личностного самоуважения, с поиском средств самореализации и межличностного общения, с умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями.

Методы реализации программы могут быть различны, наиболее целесообразны: деловые игры, анализ проблемных ситуаций, проигрывание ролей, создание сообществ противодействия наркотикам.

При этом важно помнить: "наркотики всегда заполняют вакуум занятости". Школа, в которой не думают о свободном времени и свободном самоопределении ребенка, - это школа, толкающая его на путь наркозависимости.

5. Убежденность в доступности помощи.

Одним из самых страшных заблуждений может стать уверенность, что беда наркомании непреодолима. Важно, чтобы в школе были специалисты, которые обладают всей полнотой информации о соответствующих наркологических службах и центрах помощи наркоманам. Дети, педагоги и родители должны знать и верить, что своевременная диагностика проблемы поможет ее разрешению, что даже на стадии развитой болезни - еще не все потеряно. В этом отношении очень полезными могут оказаться беседы с теми, кто смог избавиться от наркотической зависимости сам или помог справиться с недугом своим близким. В этом отношении очень полезен опыт Центра профилактики наркоманий Санкт-Петербурга, общественных организаций "Матерей наркоманов", "Обществ анонимных наркоманов", целевых программ "12 шагов", "Автобус" и т.д.

При этом школьным специалистам не стоит переоценивать свои силы - и браться за решение проблемы в тех случаях, в которых они профессионально некомпетентны.

6. Целевая работа с "группой риска".

Понятие факторов риска в отношении наркотиков мы ввели ранее. Когда мы говорим о "группе риска", мы прежде всего имеем ввиду - риск для ребенка оказаться жертвой наркотиков. Содержание работы с этой группой состоит в ее выявлении и создании индивидуальной программы помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам.

Кто должен оказывать эту помощь? Специалисты ППМС-центра или специальной группы вместе с классными руководителями должны определить в каждом классе "группу риска" и разработать программу работы с детьми, реализация которой может быть осуществлена уже самими классными руководителями. В сложных случаях может понадобиться квалифицированная помощь специалиста. Было бы хорошо, если бы в школе сложилась практика, когда каждый ребенок может обратиться к специалистам за советом в сложной для него ситуации.

И вновь совет администратору: вы должны сделать все для укрепления авторитета лиц, ответственных за реализацию программы "Без наркотиков".

Повышению их общественного признания будут способствовать ваша способность прислушаться к их советам, материальная и моральная поддержка, рост их профессиональной компетентности, развитие взаимодействия этой группы с организациями и структурами, проводящими аналогичную работу.

7. Адресная помощь всем, попавшим в беду.

Во введении к этой книге мы определили предмет нашей работы как профилактику и предупреждение наркоманий. Но, очевидно, рано или поздно педагогам придется столкнуться и с более тяжелыми проблемами: с самим заболеванием, со случаями распространения наркотиков, с социально-опасными группировками. Еще раз подчеркнем - это сфера действия профессионально-компетентных лиц. В каждом городе, в каждом районе имеются соответствующие государственные и общественный структуры, ответственные за осуществление такой работы. Информацию о них можно получить в соответствующих министерствах и комитетах образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи.

Педагогическая позиция может быть связана с помощью в обращении. Если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги, то за него это могут и должны сделать родители, в крайнем случае - педагоги или друзья.

Помните, что такие действия как незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств; хранение, вымогательство наркотических или психотропных веществ; склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ; незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств являются деяниями уголовно наказуемыми и караются лишением свободы сроком от трех до пятнадцати лет лишения свободы (Уголовный кодекс Российской Федерации, глава 25, статьи 228-232).

Выходя за рамки предмета нашего разговора сформулируем несколько общих рекомендаций, адресованных педагогам и родителям детей-наркоманов со стороны психологов.

12. Психотерапия наркоманий
или
как психолог может помочь наркоману?

Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики?

 

Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц:

Принципы поведения в отношении этих трех категорий лиц кардинально различаются.

В первом случае начальная задача заключается в том, чтобы вызвать у наркомана негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ.

Во втором случае, прежде всего, следует окружить наркомана заботой и контролем, чтобы помочь ему в преодолении сильного психического влечения к приему наркотиков, с которым он борется и от которого хочет избавиться.

Наиболее трудный, третий случай связан с одновременным выполнением обеих задач.

Какими же способами можно достичь решения этих задач?

1 вариант: Отдается предпочтение методам терпимости, партнерства, лечения, лишенного элементов принуждения и наказаний.

2 вариант: Предусматривается применение жесткого режима по отношению к наркоманам.

Общее в обоих вариантах лечения - требование обязательного соблюдения принципа добровольности.

Психотерапия лежит в основе воздействий при первом варианте психологической помощи и применяется в различных вариантах. Такой подход более напоминает отношение "врач - пациент" нежели классическое воздействие в области отношений "воспитатель - воспитанник".

Важен сам климат психотерапии, то есть проявление к человеку доброжелательности, понимание его проблем и прежде всего - как можно более частое и длительное пребывание в его обществе.

В случае наркомании этот метод заключается в выяснении, обсуждении и убеждении, благодаря чему изменяется ориентация подростка в отношении "наркотического образа жизни". Происходит это в процессе индивидуального или группового контакта наркоманов с доверенным лицом (психологом), пользующимся у них авторитетом, признанием и уважением.

Среди многих направлений и вариантов современной психотерапии особого внимания заслуживает метод, основные принципы которого в подходе к наркоманам предусматривают следующее:



детская газета

детская газета

©1997---2009 "Детская газета". Все права защищены.
Разработка сайта: ООО "Детская газета".